Для обеспечения безопасности грузоподъемных и погрузочно-разгрузочных работ, используя текстильные стропы, следует предварительно составить, а затем неукоснительно соблюдать план проведения всех операций с учетом технологических карт. Такие карты содержат состав всех приспособлений (стропов, захватов и др.), которые могут применяться на данном грузоподъемном оборудовании, а также схемы строповки грузов. Для минимизации всех рисков во время выполнения работ разрабатывается схема строповки и производится расчет количества ветвей, нагрузки на них и оптимальный угол наклона ветвей при работе с грузом.
Выбор способа строповки определяется особенностями груза, их габаритов, массы, формы, расположения центра тяжести. По своим физическим свойствам грузы делятся на:
- насыпные;
- жидкие;
- газообразные;
- штучные.
Для газообразных, жидких и насыпных грузов предусмотрена специальная тара: баллоны, бочки, ящики, мешки. Для каждого вида установлены правила строповки.
Штучные грузы делятся на штабелируемые и не штабелируемые. К штабелируемым относятся грузы правильной формы — это трубы, строительные блоки, балки, панели и пр. Не штабелируемыми являются штучные грузы разной сложной формы — для них разрабатываются специальные схемы строповки. Для грузов, одинаковых по форме, но имеющих разные габариты, разрабатываются типовые схемы строповки.
Способы строповки грузов текстильными стропами регламентированы действующими для них нормами и правилами, установленными рядом ГОСТов, РД 24-СЗК-01-01; РД 11-06-2007, СНиПами и другой нормативной документацией.
Схемы строповки
Схемой строповки называется графическое изображение способа расположения строп при креплении груза с указанием требуемых грузозахватных приспособлений.
Важно! Стропальщик может приступить к работе по обвязке и креплению груза, только ознакомившись со схемой строповки! |
При отсутствии схемы строповки стропальщик должен поставить в известность об этом лицо, ответственное за безопасность проведения работ, и получить у него информацию о схеме строповки груза.
РД 24-СЗК-01-01, устанавливающие требования к устройству грузовых стропов на текстильной основе и их безопасной эксплуатации, рекомендуют следующие виды схем строповки грузов:

При использовании текстильных стропов общего назначения необходимо, чтобы углы между ветвями были не больше 120 градусов.
Правила строповки
Во избежание падения грузов во время работы с ними необходимо руководствоваться следующими правилами строповки:
- обвязка груза стропами должны быть выполнена без перекруток и узлов;
- между стропами и острыми углами и ребрами металлических грузов (уголок, швеллер, двутавр) необходимо проложить подкладки и исключить их выскальзывание во время перемещения;
- для устойчивого положения строповка длинномерных грузов должна выполняться как минимум в двух местах;
- не использованные концы многоветвевого стропа необходимо закрепить, чтобы при перемещении груза исключить задевание ими встречающихся на пути предметов;
- в местах соприкосновения груза со стропами не должно быть острых кромок и зазубрин, способных повредить ткань ленты стропа. Радиус кромок не должен быть меньше толщины ленты;
- должна быть исключена возможность повреждения лент стропа рабочими поверхностями крюка грузоподъемного оборудования;
- запрещается использовать стропы, если при извлечении их происходит трение стропов;
- стропы необходимо защитить от влияния вредных факторов груза (например, щелочи, кислоты, растворители, нагретые до температуры выше 100°C изделия и др.);
- места сшивки лент не должны располагаться на грузозахватном элементе;
- не допускается повреждение бирки стропа при перемещении груза;
- избегать ударов и рывков груза.
При выборе стропов необходимо руководствоваться сведениями об их грузоподъемности и запасе прочности, учитывать нагрузку на ветви многоветвевого стропа.